Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
«Функция создает орган: стереотип жизни, поведения приводит к болезни, к краху предприятия, к беспросветной тоске. В зависимости от принятого, избранного, характерного стиля жизни, мы получаем соответствующие экзистенциальные результаты»
Антонио Менегетти
 
Тел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru Психология 100
Essentia
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ГУ-ВШЭ, магистерская программа "Исследование, консультирование и психотерапия личности"

Форум
Форум

Онтоконсультирование

В этом разделе размещаются сообщения только от зарегистрированных пользователей. Для того, чтобы писать сообщения на данную тему, вы должны зарегистрироваться.

Ваше сообщение будет помещено в форуме только после его просмотра администратором сайта
 

 

Сообщение открыть/закрыть Вирна Шейх. Что Вы думаете? от: (Stringer) 14 мая 2006 года

Среди моих знакомых очень порпулярны тренинги онтопсихолога Вирны Шейх.
Поинтересовался в Интернете, отзывы самые разные.
Каково ваше мнение об этом специалисте?
Действительно ли, как пишет Менегетти, онтопсихологический метод лечения настолько силен, что способен победить раковые заболевания?
Возможно, Вы обладаете какой-либо статистикой на этот счет?
Спасибо.
 

Стрелочка открыть/закрыть Re:Вирна Шейх. Что Вы думаете? от: (alex) 11 апреля 2007 года

Я не знаком с психологом, о котором Вы пишите, поэтому не могу сформулировать о нем свое мнение. Я очень ценю онтотерапевтический метод, но мой опыт работы в качестве онтотерапевта не дает мне оснований для столь радикальных оценок (тем более для статистически обоснованных суждений). Могу лишь посоветовать: если Вы хотите составить собственное мнение об онтотерапии, то наилучший способ для этого - личная консультация у профессора Антонио Менегетти.
 

Сообщение открыть/закрыть Re:Вирна Шейх. Что Вы думаете? от: (leo) 30 апреля 2007 года

Онтопсихологический метод лечения психосоматических заболеваний действительно очень силен. У меня лично пропали приступы подагры, хотя врачи как один твердили, что это на всю жизнь, сделать ничего нельзя, рекомендовали ежедневно принимать лекарства. Знаю человека, который излечился от рака горла приняв решение следовать рекомендациям онтопсихолога.

"Целителем" в онтопсихологическом методе выступает сам человек. Онтопсихолог вербализует причины болезни - что необходимо изменить человеку в его собственной жизни, чтобы выздороветь. Дальше выбор самого человека - меняться или нет.


 

Сообщение открыть/закрыть сущность vs. сучность (опыт виртуальной онтотерапевтической сессии) от: (alex) 25 сентября 2004 года

"Женское феминистское движение порождает ненужные хлопоты. Оно превращает женщин в волков, оно учит их борьбе"
Шри Раджниш

"Сны приносят воздаяние, они дают зеркало, которое позволяет заглянуть в глубины бессознательного и которое отражает главным образом то, что утрачено, и то, что необходимо…"
Кларисса Эстес

"… сон знает о субъекте куда больше его самого"
Антонио Менегетти

Женщина рассказывает мне свой сон:

"... однажды мне приснилось, что я рассказываю сказки и чувствую: кто-то ободряюще похлопывает меня по ступне. Я смотрю вниз и вижу, что стою на плечах старой женщины, а она придерживает меня за лодыжки и улыбается, глядя на меня снизу.

Я говорю ей:

- Нет-нет, это вы должны стоять у меня на плечах: ведь вы старая, а я молодая.

- Нет-нет, - возражает она, - все как раз так, как положено.

И тут я вижу, что она стоит на плечах женщины, которая гораздо старше ее, а та - на плечах еще более старой женщины, а та - на плечах женщины в пышном одеянии, а та - на плечах еще одной души, а та - на плечах...

И я поверила той старой женщине: так положено. Моя способность рассказывать сказки - продолжала моя собеседница, предлагая мне свою интерпретацию образов этого сна, - питается мощью и талантом моих предшественниц. По моему опыту, самый яркий момент рассказа берет свою силу именно в этой уходящей в бесконечность колонне людей, чья связь перекрывает пространство и время, людей которые, сообразно своему времени, живописно одеты в лохмотья, в пышные одеяния или наготу и до краев наполнены жизнью, и эта жизнь все продолжается! Если и существует единый источник сказки, Божество сказки, то им является эта длинная череда людей."

Внимательно выслушав онейрическую историю женщины и ее авторскую интерпретацию, я как онтопсихолог, имеющий к тому же представление о жизненном лейтмотиве моей собеседницы - архетипе Дикой Женщины, говорю ей буквально следующее:

"Этот Ваш сон очень важен. Он говорит Вам о главном в Вашей жизни: о полном захвате и порабощении Вашей личности и Вашего творчества предельно негативными, ведущими к упадку и смерти структурами Вашего бессознательного. Ваша сущность указывает на это теми символическими онейрическими образами, из которых строится Ваше сновидение. Однако Ваше сознание не видит этого. Оно совершает двойную ошибку: сначала Вы, следуя канонам социальной морали, испытываете неловкость и чувство стыда, видя, что стоите на плечах старой женщины, а затем, соглашаетесь с ней, верите ей: "так положено".

Тем самым, Вы оказываетесь жертвой вампирического захвата. Этот захват, с одной стороны, перекрывает Вам доступ к источнику жизненности в Вашей индивидуальной жизни, омертвляет ее. С другой стороны, его следствием является Ваша встроенность в порядок, транслирующий смерть. Вы оказываетесь частью нисходящей иерархии, существующей уже два миллиона лет. Более того, Вы становитесь такой его частью, которая выражает эту иерархию не просто лишь в своем личном поведении, разрушительном для жизни окружающих Вас людей, как это можно видеть в жизни многих женщин. В отличие от них Вы транслируете эту иерархию, ее ценности и мировосприятие с помощью и посредством Ваших текстов, инфицирующих сознание миллионов женщин-читательниц.

Суть этой психической инфекции проста: каждая женщина, находящаяся объективно в ситуации экзистенциальной шизофрении, бессознательно ищет из нее выход, но она не знает и не понимает, в каком направлении нужно вести этот поиск. Ее Ин-се, ее подлинная сущность не выявлена и ее голос слаб. Следование канонам культуры социальности делают жизнь женщины безрадостной и депрессивной, лишенной природной энергетики. Это ситуация психического иммунодефицита, благоприятствующей любой психической инфекции, будь то голос искусителя или деструктивный импульс ее собственного бессознательного комплекса.

Однако Ваши тексты, - это источник гораздо более мощной, системной психической инфекции. Так происходит не только потому, что Вы, будучи известным автором, можете авторитетно заявить: "Я знаю как надо, я знаю выход". Так происходт еще и потому, что Вы, будучи бессознательно и сознательно частью нисходящей иерархии внутренних субвизоров-наблюдательниц, совершаете для своих адептов принципиальнейшую подмену. Вы подменяете сущность женщины ее сучностью, т.е. наиболее дикой и первобытной, архетипической и инстинктивной, дохристианской и зверской психической инстанцией, квинтэссенцией тени, двухмиллионолетней старухой, собирающей кости волчицы и оживляющая своей песней зверя, превращающегося в свете Луны в смеющуюся женщину, бегущую к горизонту...".

Так говорю я, но женщина меня не слышит, она в трансе творчества. Она пишет свою книгу. Женщину зовут Кларисса Пинкола Эстес. Книга называется "Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях".

Продолжая, по ее собственному выражению "копаться в перегное сказок", обильно сдобренном ее собственными интерпретациями a'la Юнг, моя воображаемая собеседница вдруг призналась:

"Однажды, пребывая в отчаянии, я услышала во сне голос, который сказал: "Коснись Солнца". С тех пор каждый день, куда бы ни шла, я стала прикасаться спиной, ступней или ладонью к солнечным зайчикам - бликам, которые солнце оставляло на стенах, на полу, на дверях. Они действовали на мой дух как источник энергии. Не могу сказать, как именно, но это было именно так.

Если мы будем внимательны к услышанным во сне голосам, к образам и сказкам - особенно тем, что приходят к нам из жизни, а также к своему творчеству, к тем, кто жил до нас, и друг к другу, то непременно что-то получим, причем не однажды: это будут ритуалы, личные психологические обряды..." (с. 391).

"Мне очень жаль, - сказал я в ответ на это личное признание, - но Вы поняли полученную во сне рекомендацию буквально, а не символически и стало быть неверно. Вы сделали из нее простой ритуал. Вы использовали ее прагматически и тем самым упустили ее суть. То "Солнце", о котором говорил Вам Ваш внутренний терапевт, - это солнце Вашего микрокосмоса, Ваша Самость. А Ваша главная проблема состоит в том, что погрузившись на многие годы в пучину многообразных женских бессознательных комплексов или, как сказали Вы сами, "вися вниз головой в нижнем мире", Вы проделываете работу лишь с женской сучностью без всякого контакта с ее (и Вашей!) человеческой сущностью. Поэтому я могу лишь настоятельно повторить: "Коснись Солнца".

При этом я прекрасно понимаю, что этот психотерапевтический императив оказался для Вас явно недостаточным, по-существу утраченным. Вот почему вслед за ним последовал более гораздо более настоятельный, психохирургический императив. Именно он более чем явственно (но, к сожалению, пока не для Вас) возникает в еще одном сне, который Вы стыдливо приписываете "еще одной женщине", но в котором четко проступают оба главных смысловых контекста Вашего предыдущего сна: отчаянные терзания Вашей души и отсутствие контакта с Самостью-сущностью.

Вот Ваше описание этого сна: "Еще одной женщине приснилось, что ей делают операцию на сердце. При этом над операционной не было кровли, так что вместо хирургической лампы было солнце. Женщина почувствовала, как лучи солнца коснулись ее обнаженного сердца, и услышала, как хирург сказал, что больше ничего делать не нужно.

Сны подобные этим, - комментируете Вы, - являются переживаниями дикой женской природы и Того, Кто нас просветляет" (с. 415).

А теперь послушайте, что скажу Вам я: в этом сне важны абсолютно все моменты: и операция на женском сердце, символизирующая неподвласное никакой внешней ритуализации психохирургическое проникновение в центр Вашей жизни, и отсутствие кровли - матриархального Сверх-Я, и замена хирургической лампы (с ее искусственным светом, имеющим смысл лишь в нижнем мире) солнцем (однозначно позитивным символом источника жизни, сущности человека), и прикосновение солнечных лучей к обнаженному сердцу (символизирующее завершенную индивидуацию), и, наконец, слова хирурга (а в действительности психохирурга) о том, что "больше ничего не нужно" (без комментариев).

Иначе говоря, вот о каком прикосновении к Солнцу шла речь в Вашем сне: Вы должны коснуться его своим сердцем (ведь Вы сами пишите о том, что цель Вашей книги и работы в целом - "помочь сознательной работе над индивидуацией" - с. 456). Если же этого не произойдет, и Вы лишь эмоционально идентифицируетесь с архетипом Дикой женщины (или, проще говоря, лишь ссучитесь, станете волчицей, встанете на четыре лапы), т.е. лишь восстановите в себе и собой культ древней Богини, старой Дикой Матери, то Вам действительно не останется ничего другого как вступить на явно инфернальный путь: самой начать спариваться с животными и поощрять к этому своих последовательниц.

И в случае первого, и в случае второго пути выбор остается за Вами, а Бог (как и дьявол) здесь ни при чем".

* * *

Сущность и сучность... Достаточно поменять всего лишь одну букву... Можно даже не заметить этой подмены. Вполне можно принять одно за другое. Действительно, и в том и в другом случае человек исходит из себя, строит свое поведение и совершает выборы, прислушиваясь к голосу, идущему из своих собственных глубин. И в том и в другом случае этот голос инстинктивен, природен, архетипичен. Каждый раз он приходит как сокровенное послание, альтернативное привычным социальным контекстам, приходит как возможность нового, своего собственного жизненного пути.

Однако, уже "на входе" искушенное ухо может различить голоса сущности и сучности. Прежде всего они отличаются своей интонацией, своим тембром.

Голос сущности - это голос, звучащий умиротворяюще. Это голос Человека. Его интонации уверенны, но спокойны. Внутренний отклик на голос сущности - безусловное "да". В этом голосе звучит самоотверженность и благодать via dolorosa.

Голос сучности, напротив, - голос ожесточения. Это голос Зверя. В его интонациях нет ни мира, ни покоя. Vis pacem, para bellum. Внутренний отклик человека на голос сучности всегда двойственен: "да..., но...". Этот голос несет в себе мощный энергетический квант. Он несет в себе искущение самоутвердиться, став хищником, the beast of prey и встав на "тропу войны".

Но это только "на входе"... "На выходе" следование голосам сущности и сучности неизбежно дает нам альтернативные поступки и альтернативные образы жизни. Если в первом случае это образ жизни как становление человека - воплощенный гуманизм - "полноценное функционирование" (К.Роджерс) или "состояние благодати" (А.Менегетти), то во втором - превращение женщины в суку - "волчий буддизм" (К.Эстес). И если главная весть первого - "Нагорная проповедь", то девиз, "главное руководство" для всех сук - по свидетельству самой К.Эстес - строчка из стихотворения некоего Чарльза Симика: "Тот, кто рычать не умеет, стаю свою не найдет".

Выбор всегда за Вами...

 

Сообщение открыть/закрыть пример онтопсихологической интерпретации образов сновидений от: (alex) 9 февраля 2004 года

"К частям собственного организма бессознательное относится с недифференцированной относительностью. В то время как наш рациональный анализ строится на использовании четко заданных средств и алгоритмов, наше бессознательное с крайней степенью относительности варьирует средствами достижения собственной цели, выбирая то одно средство, то другое, то один орган, то другой. Например, фаллический импульс может перейти в острый приступ подагры. Расскажу вкратце об этом случае из моей клинической практики.

Это был врач, примерно сорока лет, который хорошо себя чувствовал, вроде бы ни на что особенно не жаловался. В один из дней, после утреннего завтрака, на который он был мною приглашен, его сразил острый приступ подагры. Он тут же обратился ко мне за психотерапевтической консультацией, чтобы понять, почему такое с ним происходит, да на этот раз еще так внезапно. Тем временем его правая нога от колена и ниже продолжала раздуваться, что сопровождалось болезненными ощущениями.

Обычно очередной приступ подагры у него длился десять-пятнадцать дней, после чего исчезал; на этот раз все нормализовалось сразу же после консультации, поскольку ему была объяснена мотивирующая причина болевого эффекта.

Клиент рассказал мне несколько сновидений, увиденных им в ночь перед приступом. Во сне он увидел сцену из своего детства: маму, которая несла ему взбитое яйцо, внезапно появился отец, и мальчик начал плакать; потом он припомнил выбитую ногой дверь.

Прежде всего, необходимо было решить, почему при приступах подагры у человека его сновидение показывало сцену из детства. Онейрическая типология меняется согласно типу болезни, следовательно, на основе этой типологии мы можем обнаружить мотивирующую причину. К примеру, анализируя на протяжении нескольких лет случаи заболевания СПИДом, я заметил, что сны, которые видели пациенты, типичны для этой патологии. Язык сновидений непреклонно содержит в себе логику, присущую данной болезни. Природа человека проецирует на пленку собственную ситуацию с помощью онейрического языка. Как для прочтения рентгеновского снимка необходим эксперт, так и для понимания онейрического языка требуется специалист, способный уловить код самого субъекта и с его помощью извлечь содержимое сновидения. Если толкование точно, определяется мотивирующая причина заболевания, и эффект (симптом) исчезает. Таково внешнее подтверждение научности онтопсихологического метода интерпретации сновидений.

Вернемся к сновидению врача, больного подагрой. В сновидении появился также образ местности, где мы отдыхали. Это означает, что здесь произошло нечто, оказавшее травмирующее воздействие на субъекта и послужившее запускающей причиной вытесненной боли, пережитой в детстве. На завтраке помимо меня и него присутствовала одна красивая женщина, которая подала на стол взбитое яйцо только для меня. Бессознательное врача прореагировало на сложившуюся ситуацию инфантильной динамикой. С детства он был любимчиком матери, да к тому же еще хиленьким ребенком, из-за чего мать каждое утро заботливо готовила ему яйцо, что привело к образованию устойчивой чувственной связи между матерью и ребенком, из которой отец был напрочь исключен. Но как-то раз он оказался вне отношений матери с отцом: может, они занимались любовью, а он хотел сломать дверь в комнату, где они находились. Выбить эту дверь ему не удалось, тогда он, по воспоминаниям, со всего размаха дал ногой по другой двери.

В ситуации со мной в его бессознательном всплыла сцена из детства не такой, какой она случилась на самом деле, а такой, какой он ее выстрадал: он увидел мать (красивая женщина), которая преподносила яйцо отцу (я), при полном исключении его из этой ситуации. Не имея возможности двинуть ногой по двери, импульс вышел в виде подагры".

(Менегетти А. Психосоматика. Новейшие достижения. М.: ННБФ "Онтопсихология", 2002, с.172-174)
 

Сообщение открыть/закрыть Камертон от: (Izora) 18 апреля 2003 года

Одна из основных проблем работы онтотерапевта,с моей точки зрения,это необходимость постоянного самоконтроля плюс контакта с другим онтотерапевтом для того,чтобы правильно распознавать сигналы собственного Ин-се.Этакая тонкая система :настроиться на пациента и при этом слышать себя; своеобразный камертон.
 

Сообщение открыть/закрыть Re:Камертон от: (alex) 20 апреля 2003 года

Я думаю, что в онтоконсультационной работе есть два уровня. С одной стороны, это интерпретационная работа на уровне техники и точного соблюдения словаря образов. С другой стороны, это собственно психотерапевтическая работа, которая состоит в том, чтобы озвучивать голос Ин-се другого человека, находящегося в непосредственном контакте и общении с психологом. Это разные уровни психологической работы. Они требуют от психолога разных умений и способностей. Другой онтопсихолог (учитель, мастер, супервизор) в первом случае выступает как онтопсихологическое знание, имперсонально. Во втором случае он всегда выступает персонально, как внутренне присутствующий, фасилитирующий голос Ин-се самого психолога и образующий незримый триалог в рамках сессии.
 

Сообщение открыть/закрыть онтоконсультирование от: (alex) 30 января 2003 года

Онтоконсультирование является одним из практических воплощений и приложений онтопсихологии. Онтопсихология - наука о бытии в психике человека - направление современной психологической науки, возникшее в начале 70-х годов в Италии. Создатель онтопсихологии - Антонио Менегетти. Онтопсихология является синтезом глубинной психологии (З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу, Р.Мэй, К.Роджерс).

С точки зрения онтопсихологии, человек является продуктом собственного бессознательного, в которое погружено большинство его психических структур. Внутреннее ядро человека, его подлинное бытие (Ин-се) положительно, заключает в себе все для определения истинного направления самореализации человека. Чем сильнее человек отклоняется от этого направления, тем выше испытываемое им чувство неудовлетворенности.

Онтоконсультирование располагает широким спектром процедур и техник, таких как толкование образов сновидений, индивидуальная и групповая имагогика, кинотерапия и музыкотерапия.

Умение анализировать сновидения не только помогает стать хозяином собственной жизни, успешно управлять ею. Толкование образов сновидений помогает человеку найти правильное решение для любой возникающей проблемы. Речь сновидения всегда безупречна и безошибочна, но, чтобы понять ее, необходимо овладеть его языком. Сновидение всегда тесно связано с интуицией. Проблема заключается в том, чтобы научиться слышать свою интуицию.

Характер интерпретаций онтоконсультанта построен на оппозиции голоса Вашей сущности в себе (Ин-се) и искажающих влияний социальных стереотипов и штампов (то, что онтопсихологи называют монитором отклонения). Определенность и даже директивность такого рода интерпретаций сочетается в онтоконсультировании с предоставлением клиенту ответственности и полной свободы выбора. Озвучив голос Вашего Ин-се и показав Ваши ошибки, онтоконсультант каждый раз оставляет Вас в ситуации дальнейшего самостоятельного внутреннего выбора.
 

страницы 1
 

© Центр психологического консультирования ТРИАЛОГ
Tел.: (+7 925) 505-2-333
E-mail:
mail@trialog.ru
rax.ru: показано число хитов за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня
 Рейтинг@Mail.ru Психология 100
Last update 17.11.2017   
Web design - AlPite.com